Проект:

Система идентификации и учета объектов недвижимости.

Теоретические основы и методология построения.

Перспективные сферы применения.

Перспективные сферы использования предлагаемой технологии учета

Предпосылки
    Так исторически сложилось, что проблема идентификации и учета объектов недвижимости (далее – ОН) практически всегда решалась исключительно в общем контексте товарно-денежных отношений, т.е. объекты недвижимости рассматривались ранее и рассматриваются сейчас, прежде всего, в качестве имущественных объектов. Об этом говорит хотя бы тот факт, что согласно п.1 ст. 130 ГК РФ «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей …» [6]. Как следует из приведенного текста, даже сами термины «недвижимость» и «недвижимое имущество» трактуются законом как идентичные.

    Тем не менее, известно, что недвижимость можно рассматривать в различных аспектах: экономико-правовом, потребительском (функциональном), материально-вещественном и т.д. Очевидно, что для различных категорий пользователей, информация об ОН должна формироваться в зависимости от того, какой из данных аспектов является для этих пользователей доминирующим. Следовательно, прежде чем приступать к разработке теоретических и методологических основ учета ОН, нам необходимо определить «своего» пользователя информации об этих объектах, под потребности которого и должна быть выстроена соответствующая система такого учета.

    И здесь необходимо отметить, что бурное развитие геоинформационных технологий, происходящее в последние десятилетия привело к появлению нового класса информации и одними из первых, кто начал активно осваивать этот информационный поток были специалисты различных отраслей, в том числе и тех, которые так или иначе связаны с недвижимостью.

    Однако настоящей революцией можно считать то, что информация, которая является результатом использования этих технологий, стала доступна миллионам обычных пользователей. Более того, именно для обычного современного человека «ordinary modern man», активного пользователя сети Интернет и различных навигационных «гаджетов», эта информация стала повседневно необходимой. А поскольку таких «обычных» пользователей сотни миллионов, то именно их потребности, по мнению автора, и должны определять уровень основных характеристик ОН для них предназначенных. Поэтому, именно «обычный» пользователь станет для нас в дальнейшем основным, удовлетворение потребностей которого в полной, актуальной и достоверной информации об ОН и составит главную цель построения предлагаемой модели учета.

Следуя этой логике, следующим шагом должно стать определение, какая именно, информация об объектах недвижимости этому пользователю необходима?

    При ответе на этот вопрос мы будем исходить из того, что сегодня, ключевым индикатором, который определяет информационные приоритеты нашего пользователя, является характер его запросов в поисковых машинах сети Интернет. Как правило, в отношении объектов недвижимости этого пользователя интересуют ответы на два ключевых вопроса:

  1.  «Где находится тот или иной объект?» ― т.е. его пространственные характеристики, выраженные через координатно-адресные данные и, по возможности, учитывающие также транспортную составляющую
  2.  «Что это за объект?» ― подразумевая под этим, прежде всего, текущие потребительские свойства данного объекта, т.е. его функциональную полезность для конкретного потребителя
    И здесь мы должны констатировать, что на сегодняшний день, решаются эти вопросы принципиально по-разному. Если по проблеме определения пространственных характеристик ОН разработана серьезная, динамично совершенствующаяся методологическая база, на основе которой эффективно применяются различные технологические решения, то проблема получения полных, достоверных и обладающих прагматической (потребительской) адекватностью данных о функциональном назначении ОН, отражающих текущие полезные потребительские свойства таких объектов, остается крайне актуальной. На практике, сегодня, при ответе на вопрос «Что это за объект?» в основном используются технологии, основанные на традиционных методах сбора информации, которые применялись еще в середине прошлого века.

    Так, до недавнего времени, для поисковых машин сети Интернет, при формировании тематических карт местности, основным независимым источником информации о потребительских свойствах ОН служили справочники “Желтые страницы”, данные которых дополнялись сведениями, изображениями и фотографиями, полученными непосредственно от владельцев недвижимости, организаций, расположенных в границах этих объектов, а также других пользователей (методика краудсорсинга).

    Однако, по мере роста требований пользователей к качеству получаемой ими информации, акцент стал смещаться в пользу применения методов «полевого маркетинга», основанных на получении первичной информации об ОН путем непосредственного визуального контакта с этими объектами (безусловный лидер рынка, компания «ГИС). И хотя данная технология, несмотря на более высокие затраты при ее использовании, позволяет улучшить качество получаемой информации, тем не менее она также имеет очевидные методологические и экономические ограничения по своему дальнейшему распространению.

Что касается кадастрового учета недвижимости, то мы сознательно не рассматриваем данный вид учета в качестве конкурента предлагаемой методологии, поскольку эти виды учета имеют фундаментальные различия, главным из которых является определение самого объекта учета.

    В целом же, не вдаваясь в более детальный анализ существующих методов идентификации объектов недвижимости, понимаемых как объекты, обладающие определенными потребительскими свойствами, необходимо отметить, что эти технологии имеют принципиальные ограничения по достижению приемлемых параметров, отражающих качество информации (полнота, достоверность, актуальность, объективность и т.д.). В основе этих ограничений лежит ключевая проблема – отсутствует теоретическая и методологическая база, необходимая для построения полноценной системы учета такого рода объектов. Будь это иначе, то такая система была бы уже известна и активно использовалась при создании тематических карт местности, применяемых, в том числе и в поисковых машинах сети Интернет, а также различных навигационных приложениях.

    Таким образом можно констатировать, что применяемые сегодня технологии практически достигли своего «потолка» и уже не позволяют обеспечить приемлемый уровень качества данных о функциональном назначении ОН, отражающих их текущие полезные потребительские свойства.

    В этой связи, Вашему вниманию  предлагается методология идентификации и учета объектов недвижимости, базирующаяся на использовании балансового метода учета, единого измерителя и двойной учетной записи. Результатом применения такой технологии могут стать существенные изменения в целом ряде направлений человеческой деятельности особенно в таких отраслях как геоинформатика и картография, в т. ч. картографические приложения для поисковых машин сети Интернет, а также систем глобальной и мобильной навигации; управление территорией; оптимизация размещения объектов экономической деятельности; системах информационной и общей безопасности как на национальном так и на региональном уровне и многих других.